Эволюция организационных структур
16 марта, 2013
На сегодня значительное количество отечественных предприятий находится в «переходном возрасте» от стадии «юности» до стадии «зрелого возраста» Именно в этот период особенно важно, по мнению И.Адизеса, становится функция администрирования, которая в отличие от предыдущих этапов привлекает внимание менеджмента к эффективной деятельности организации (рентабельность, производительность и т.п.), а не только результативной (наличие дохода как такового). Именно эта функция призвана систематизировать и структурировать деятельность организации и заложить основы ее выживания в долгосрочной перспективе. Весомой составляющей этой функции является создание организационной структуры.
Под структурой (от лат. Structura — построение, размещение) понимают внутреннее строение чего-то, определенная взаимосвязь составляющих целого. Более точно — это внутреннее устройство работы системы, т.е. совокупность ее элементов и устойчивых связей между ними. В этом определении необходимо обратить внимание на характер связей между организационными элементами, который должен быть устойчивым, т.е. не одноразовым, а постоянным (повторяющимся время от времени).
Следует отметить, что каждая организация в основе своей построения имеет несколько различных структур: целевую (увязывает цели компании, например, дерево целей); финансовую (увязывает центры затрат, доходов, доходов, инвестиций и бюджеты компании); корпоративную (увязывает права собственников и отношения с государством согласно законодательству); информационную (увязывает информационные потоки) производственную (увязывает материальные потоки, основное и вспомогательное производства, логистику) организационную (увязывает подразделения организации).
Организационная структура — совокупность функциональных сфер (видов деятельности) организации, которые связаны между собой полномочиями в соответствии с уровнями управления. По своей сути организационная структура является каркасом, на который накладываются другие структуры. Поэтому разработать структуру означает создать организацию. В то же время, структура является инструментом реализации стратегии, т.е. она вторична, по отношению к факторам, влияющих на ее построение: стратегия (цели и специфика ведения бизнеса) среда (потребители, конкуренты, темпы изменений); технология (бизнес-процессы , серийность и т.п.), размер (масштабы деятельности, географическая отдаленность, количество персонала) стадия жизненного цикла (становления, рост, устойчивое развитие или преобразование).
Процесс выстраивания организационной структуры не должен начинаться сверху, т.е. от дирекции и к исполнителям. Наоборот, изначально проектируются конкретные работы, выясняется их содержание, объем и требования к ним; определяются уровень и объем делегирования полномочий, признак создания подразделений и количество сотрудников в каждом из них и т.п.. И только в конце принимается решение относительно конкретного типа структурной конфигурации — общей схемы построения, которая будет отвечать целям организации и учитывать особенности ее бизнес-процессов и человеческий фактор.
В теории и практике управления организационные структуры развивались эволюционным путем — от простейших до сложнейших. При этом каждый из следующих типов не отрицал достоинств предыдущего, а наоборот, максимально возможно развивая их, поднимал на качественно новый уровень управления. Целесообразно выделить следующие этапы и подэтапа эволюции развития организационных структур:
1) иерархический (фокус внимания — власть):
на основе линейного принципа построения;
на основе функционального принципа построения;
на основе комбинации линейного и функционального принципов построения;
на основе принципа распределения стратегических и оперативных функций между управляющей компанией и дивизионами соответственно.
2) адаптивный (фокус внимания — время):
на основе проектного принципа построения;
на основе комбинации функционального и проектного принципов построения.
3) сетевой (фокус внимания — пространство):
на основе принципов юридической самостоятельности, взаимной договоренности и солидарной ответственности за общий результат.
Согласно вышеприведенной классификации этапов выделяют три группы организационных структур (их сравнительная характеристика приведена в табл. 1), которые имеют принципиальные отличия:
вертикальные, которые также могут быть названы бюрократическими и механистическими, ориентированными, в первую очередь, на внутренние иерархические процессы, является самым древним и наиболее исследованными;
горизонтальные, также называются органическими и адаптивными к изменениям во внешней среде, возникших во второй половине ХХ века;
сетевые, что есть сверхгибких по отношению к запросам внешней среды, появились в практической деятельности организаций в конце 90-х годов ХХ века, и поэтому является наименее исследованными с точки зрения научной систематизации опыта их использования.
Вертикальные типы структур (иерархические, бюрократические), которые и по сей превалируют на многих украинских предприятиях, построены в соответствии с принципами управления, сформулированных еще в начале ХХ в. М. Вебером и А.Файоля. К ним относятся линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная и дивизиональная типичные организационные структуры.
Линейная организационная структура представляет собой тип структуры, в котором каждый подчиненный имеет только одного руководителя с линейными полномочиями, которые по своей сути являются абсолютными и создают иерархию уровней управления в организации. Линейная структура используется для простых видов деятельности, основанных на выполнении однотипных задач и в чистом виде характерна только для малых по размерам предприятий.
Разновидностью линейной является линейно-штабная структура, в которой для разгрузки высшего руководства создается «штаб» специалистов, которые наделяются исключительно штабными полномочиями, которые не дают права давать указания непосредственным исполнителям и носят консультативный характер.
Благодаря появлению функциональных полномочий и их комбинации с линейными появилась линейно-функциональная структура. Она целесообразна для использования в условиях массового производства со стабильным ассортиментом продукции и незначительных изменениях технологии производства, при решении повторных, неизменных в течение длительного времени задач, обеспечивающих стабильность организации. На сегодня данный тип структур является самым распространенным на отечественных предприятиях.
Апогеем развития структур вертикального типа стало появление дивизиональных структур (от англ. Слова nodivision — подразделение компании), которые являются наиболее совершенным видом организационных структур иерархического типа. Использование дивизиональнои структуры целесообразно при увеличении размеров организации, осложнениях технологических процессов, диверсификации и интернационализации ее деятельности, в условиях внешней среды, динамично меняется, когда становится невозможным управление из центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями.
Следующим витком в эволюции организационных структур стало появление горизонтальных структур. Органические или адаптивные структуры управления стали активно развиваться примерно в конце 70-х годов ХХ века, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди производителей, и жизнь потребовало от предприятий высокой эффективности, качества работы и быстрой реакции на изменения рынка. С другой стороны, стала очевидной несостоятельность структур иерархического типа этим условиям соответствовать.
Основополагающим принципом построения горизонтальных структур является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы, для которых критичным является временной ресурс в привязке к запросам клиента.
В горизонтальных структур, в первую очередь, относятся матричная и проектная структуры, в которых кроме обычных функциональных подразделений, функционирующих постоянно, формируются так называемые проектные группы, как временные коллективы. В основе горизонтальных структур лежат проектные полномочия.
Одной из наиболее сложных структур адаптивного типа признается матричная структура, которая возникла как реакция на необходимость проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном использовании высококвалифицированной рабочей силы. Сначала она была внедрена на предприятиях космической отрасли, электронной промышленности и других предприятиях сферы высоких технологий.
В матричной структуре менеджер проекта разделяет с функциональными руководителями ответственность по постановке задач по приоритетам и управлению работой лиц, работающих в проекте. При этом руководители проектов являются временными линейными руководителями, то есть решают «что» и «когда» следует выполнять исполнителю, а руководители функциональных подразделений — постоянные, — выступают методологами и решают «кто» и «как» должен выполнять данную работу.
Разновидностью горизонтальных являются проектные структуры, в которых менеджер проекта наделяется всеми необходимыми полномочиями для постановки задач по приоритетам, использования ресурсов и управления работой лиц, работающих в проекте.
На сегодня попытки ввести формы проектного управления на украинских предприятиях сталкиваются с трудностями в распределении ресурсов и ответственности, а также координации и контроле выполняемых работ. В то же время в современном бизнесе существует ряд глобальных тенденций, позволяющих говорить о росте доли и значения деятельности, связанной с осуществлением проектов. В целом можно говорить об изменении основной модели бизнеса — его начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов. Подобный подход позволяет адекватно отразить особенность современного бизнеса, когда основной стратегической конкурентным преимуществом становится гибкая поведение в меняющемся внешней среде. В подобных условиях неизбежен переход от жестких иерархических структур и управленческих технологий к более адаптивных и органических.
В последние годы с началом формирования информационной экономики распространение получают организации сетевого типа. Сеть определяется как группа фирм, которые объединяются с целью использования своих особых ресурсов и специфических преимуществ перед другими для реализации определенных совместных проектов и которые пространственно могут находится в любой точке мира. С.Паринов, например, считает, что сетевая организация возникает тогда, когда группа лиц, объединенная некоторыми организационными рамками, осуществляет взаимодействие на базе Интернет-технологий. Такой технический базис позволяет группе, осуществляет совместную деятельность, создать более гибкую и эффективную организационную структуру по сравнению с традиционными формами организации. Интернет в данном случае выступает как инфраструктура бизнес-среды, которая позволяет оперативно реагировать на изменения, скорее передавать необходимую информацию, а также повышать производительность хозяйствующего субъекта, то есть формирует единое информационное пространство.
Сетевая организация представляет собой совокупность самостоятельных фирм или специализированных структурных единиц организации, связанных между собой системой договорных отношений, деятельность которых координируется рыночными механизмами. Вместо того, чтобы удерживать внутри организации все ресурсы, необходимые для производства определенной продукции (услуг), сетевые организации используют активы нескольких фирм, расположенных в разных точках цепи создания потребительской ценности. Различают стабильные, динамичные и внутренние типы сетевых организаций.
В стабильных сетях значительная часть работ передается посредникам, которые могут и не принадлежать к основной организации. При этом каждая фирма-посредник поддерживает свою конкурентоспособность путем обслуживания клиентов и вне сети. Такая форма позволяет получить конкурентные преимущества за счет узкой специализации подрядчиков. Примером таких структур могут быть фирмы-такси по перевозке пассажиров, не удерживают на собственном балансе транспортный парк, гаражи, мастерские и т.д., а используют услуги предпринимателей-физических лиц с собственными автомобилями. В данном случае можно говорить о виртуальной структуру, т.е. стали взаимосвязи между отдельными ее элементами отсутствуют.
В динамичной сети головная организация выступает в роли «системного интегратора», который формирует вдоль цепи «проектирование — производство — реализация» временный союз с большого числа независимых друг от друга партнеров для создания, в первую очередь, инновационного продукта. В данном случае можно говорить об использовании принципа кластера, который создается для реализации определенного проекта и при его завершении распадается. На сегодня наибольшее количество организаций, работающих по такому принципу относится к сфере информационных технологий.
Внутренние сети образуются путем развития системы свободного предпринимательства в рамках крупных корпораций, зачатки которого были заложены в практической философии интрапренерства. Основной принцип их образования — взаимодействие между подразделениями одной организации на основе рыночных цен. Подразделения организации имеют возможность осуществлять операции купли / продажи и вне данной организации. Типичными примерами являются внутренняя кооперация и использования аутсорсинговых услуг узко специализированных компаний (юридические, учетные, рекрутинговые, рекламные, информационные и т.п. услуги).
Особенностью сетевых структур является их децентрализация и отсутствие иерархии. В этом проявляется главное преимущество и проблема сети, по сравнению с иерархическими организациями. Сегодня благодаря развитию информационных технологий сеть может оставаться гибкой и способной к быстрому приспособлению, одновременно являясь координированной и управляемой.
Необходимо отметить, что выше охарактеризованы типы организационных структур на практике в чистом виде могут и не встречаться. Чаще всего используется комбинация базовых типов организационных структур на разных этапах развития организации. Именно поэтому необходимо разбираться в их различиях, которые, в первую очередь, объясняются принципами их построения (табл. 2).
Сейчас много типов иерархических структур считаются архаичными, несоответствующими представлениям о современном предприятии. Отчасти это так, но пока, в большей своей количества, они соответствуют реальному уровню управленческой культуры и управленческих технологий на постсоветском предприятиях. В любом случае необходимо помнить, что переход от линейно-функциональной или дивизиональной (вертикального типа) к матричной или проектной (горизонтального типа) структуры должен быть постепенным, возможно через дивизиональную. Так же и выбор сетевой структуры для реализации конкретных целей организации должен быть достаточно взвешенным несмотря на все большую их распространенность. Причина этого — человеческий фактор. Персонал должен перестроить способы мышления и взаимодействия, перейти к новому уровню восприятия ответственности. Кроме того, внедрению любых организационных изменений и, особенно структурных, должны предшествовать и сопровождать их продуманные меры, призванные преодолеть объективный сопротивление персонала.
Подводя итоги, необходимо отметить, что принятие решения в пользу какого-либо из типичных видов структур должно соответствовать целям и стратегиям развития организации и реалиям окружающей ее среды.
При использовании материалов гиперссылка www.fingud.ru обязательна.